Несомненно, первый фактор успеха компании — это качество товаров или предоставляемых услуг. Но не стоит забывать и о представительских нюансах — от того, как выглядит офис компании, также зависит впечатление, произведённое на партнёров и клиентов. Зонирование офиса поможет представить его в правильном свете, а также организовать рабочее пространство как можно рациональнее.

Что такое зонирование офиса

Это процесс распределения офисного пространства на функциональные зоны, чтобы:

  • повысить производительность труда
  • правильно организовать эргономичность пространства
  • улучшить эмоциональное состояние сотрудников
  • клиенты и партнёры были расположены принимать выгодные для вас решения.

Офис можно разделить на две большие зоны: фронт-офис и бэк-офис.

Фронт-офис

Представительскую нагрузку несёт на себе именно первая часть. Фронт-офис — это то, где проходят переговоры, встречи с клиентами, презентации, словом всё то публичное, что происходит в компании. Именно на фронт-офис возлагается презентационная функция — стоит тщательно проработать дизайн: учесть корпоративные цвета и символику, продумать элементы декора до мелочей, обставить помещения мебелью, подчёркивающей имидж компании. В эту зону входят холл, лобби (ресепшн /зона ожидания), переговорная, кабинет руководителя.

Лобби

Когда кто-либо заходит в офис, первым делом он попадает именно в лобби, и ему здесь должно понравиться. Лобби, которое произведёт хорошее впечатление на посетителя, призвано быть комфортным — если зоны ресепшн и ожидания продуманы правильно, то и атмосфера здесь располагающая.

Ресепшн — место приёма и координации посетителей, работы с корреспонденцией. Эта зона должно быть функциональной, удобной, запоминающейся, поэтому её эргономичность нужно продумывать очень тщательно. Однако сейчас разделение лобби на холл, ресепшн и зону ожидания достаточно условно, и в одном помещении, как правило, расположена стойка ресепшн, мягкая мебель для ожидания, шкафы или вешалки для верхней одежды.

Во время ожидания посетитель может ознакомиться с какими-то материалами для компании — так вы используете его время нахождения в лобби с пользой для компании.

Переговорная

В переговорной, или как её иначе называют, зоне для переговоров, проходят закрытые совещания и открытые мероприятия (к примеру, презентации). В зависимости от масштаба деятельности компании продумывается и дизайн переговорной, ведь это может быть, как небольшая комната для встречи с клиентами, так и большой зал для крупных мероприятий. В любом случае зону переговоров всегда желательно оформлять, используя символику и корпоративные цвета компании, а также уделить внимание звукопоглощающим материалам.

Для того, чтобы мероприятия не мешали рабочему процессу, выделяется отдельное помещение, в котором подбирают стол для необходимого количества человек, стулья и медиаустройства для презентаций. Желательно выбирать мебель-трансформер, меняя расположение которой помещение получится использовать как для групповой работы, так и для индивидуального сосредоточения.

Для официальных переговоров всё же лучше выделить отдельную комнату, для внутренних неформальных совещаний подойдут неизолированные зоны.

Бэк-офис

Бэк-офис — это то, где происходят все рабочие процессы компании. К таким помещениям относят рабочее пространство, зоны отдыха, кухни, гардеробные, серверные, архивы и библиотеки, подсобные помещения.

Рабочее пространство

Зонирование офиса в рабочей зоне можно спроектировать по двум принципам: кабинетному и открытому.

Кабинетное зонирование рабочей зоны предполагает наличие изолированных помещений для каждого сотрудника (или группы сотрудников). В таком случае каждый отдельный кабинет соответствует определенному функциональному подразделению (техотдел, бухгалтерия и т.д.).

Зонирование офиса по открытому типу организации рабочего пространства (или опен-спейс) не предполагает стационарных стен в интерьере; возможно использование легких передвижных или стеклянных перегородок, отделяющих одно подразделение от другого или одно рабочее место от остальных. Это удобно, так как отсутствие лишних коридоров и дверей экономит площадь офиса. Структурировать пространство также можно мебелью, однако её лучше разместить так, чтобы обеспечить работникам ощущение «закрытой спины» и хороший обзор рабочего места.

Зона отдыха

Чтобы хорошо работать, нужен качественный отдых. К тому же в зоне отдыха сотрудники не только расслабляются, но и обсуждают рабочие вопросы в неформальной спокойной обстановке. Даже если не получается выделить отдельный кабинет, такое место достаточно отгородить перегородкой, поставить небольшие диваны или удобные стулья и организовать правильное освещение. Расположить зону отдыха лучше на пересечении потоков движения в офисе, в оживлённом месте.

Оборудуя зону отдыха, воспринимайте её не как место для безделья во время рабочего дня, а как неформальный зал совещаний. Именно здесь самые сложные рабочие задачи могут быть рассмотрены под другим углом и найдут своё самое эффективное решение.

Перечень остальных помещений, входящих в бэк-офис — индивидуален для каждой компании, их продумывают в соответствии с функциональным назначением.

Продумать функциональные зоны офиса — непростая задача. Не запутаться в мелочах и учесть всё самое важное поможет опытный архитектор/дизайнер.

Зонирование офиса — это важно. Оно помогает продумать эргономичность офиса, оптимизировать рабочие процессы, произвести лучшее впечатление на посетителей.

Фронт-офис должен быть максимально комфортен для клиентов и партнёров, бэк-офис продумывается так, чтобы было удобно работать сотрудникам. Заботиться о комфорте работников — необходимо! Не скупитесь на качественные материалы для отделки и хорошую мебель — уважая сотрудников, вы делаете весомый вклад в оптимизацию всех рабочих процессов.